"Никому просто так не даётся свобода. Из неё нет выхода и в неё нет выхода" С.Шнуров.
- Михаил Сергеевич, можно?
- Валерия, проходите, конечно. Есть черный чай и черный чай. Каким вас угостить?
- Ха. Тогда наверное я буду черный чай.
- Ну, как хотите, Валерия, черный так черный.
- ... То есть, сейчас всё вернулось? Мы отменили антидепрессант, который вы принимали год, и тоска, слезы, вспышки гнева снова?
- Да, и опять плохо сплю, просыпаюсь посреди ночи и не могу встать утром с кровати.
- И опять ссоритесь с мужем?
- Да я его и не прощала. Просто на таблетках было легче рядом с ним. Теперь опять противно. Не могу ему доверять...
- ... Михаил Сергеевич, он, конечно, старается. Подарки дарит, всё время старается быть рядом. Играет с детьми. Но ведь невозможно забыть то, что он тогда сделал!
- Да, Лера, я помню. Он тогда уехал на неделю на рыбалку в Астрахань. Вы остались с заболевшими детьми.
- Весь год! Михаил Сергеевич, весь год! Он уезжал куда-то по работе, по делам, контракты подписывать! Мы весь год никуда вместе не выбирались! И вот наконец, должны были вместе поехать. Но младшенькая заболела и он уехал один. Типа "не пропадать же отпуску"!
-... За этот год, Валерия, вы сменили работу, трижды все вместе съездили в отпуск, отметили праздники и все равно успокоение не наступило. Верно?
- Да, Михаил Сергеевич. И не наступит! Я просто не могу быть рядом. Он не может. Я не стану ему больше верить!
- И вот мы отменяем антидепрессанты и возвращается все то, с чем вы пришли ко мне год назад.
-Да!
- А как вы считаете, может это быть потому что корневую причину вашей депрессии убрать не вышло? То самое ощущение ненужности, покинутости и недоверия, которое пропитало вашу жизнь за последний год?
- Не знаю. Может и так. И что теперь? Прошлого же не переделать. Проще развестись и найти кого-то кто будет ценить семью!
-... Понимание, Валерия, такое дело... Вы вроде как стали свободной от мужа, как от конкретного способа удовлетворения потребности в привязанности. Но не от самой потребности. Она никуда не делась. Она также сидит внутри каждого из нас. В вас, в вашем суде, во мне. И требует себе тепла, любви, заботы, нежности. Не с этим мужем, так с другим.
- Да лучше уж с другим!
- Вам, конечно, виднее, Валерия. Я всего лишь старый толстый лысый красивый психотерапевт, а не пророк и не умею прозревать будущее. Но почему бы не попробовать семейную терапию?
- И что она даст? Сделает как раньше?
- Как раньше уже никогда не будет. Она сделает по-новому. Так, что вы оба сможете доверять, понимая чувства друг друга. Тогда закроется, со временем зарастёт эта болезненная рана в памяти. И возможно, закончится и депрессия.
Через час
-... Михаил Сергеевич, он согласился! Вы знаете, мы поговорили с ним, он пойдет на терапию. Мне так хорошо стало сразу. Мне за весь прошедший год так хорошо не было! Спасибо вам!
Надежда, друзья, это, конечно, не психотерапия ещё. Но без неё терапии не бывает. Как писал один клёвый поэт:
Не будь рабом, но не щади раба.
Родные - ладно. Всё-таки не в счёт.
Люби как я. Иначе всё - труба.
Чего тебе, кого тебе ещё?